Перевёрнутый класс – 👍 или 👎?
Как использовать flipped classroom
при подготовке к экзаменам
Экзамены – стресс и для учеников, и для преподавателей.

Что происходит на типичном занятии подготовки к экзамену (ЕГЭ, кембриджские, TOEFL… you name it):
  • даём новый материал;
  • разбираем основные стратегии (поиск ключевых слов, перефразирование, составление плана…);
  • развиваем основные навыки + поднимаем языковой уровень;
  • на дом – этот же материал для закрепления (дриллинг, максимум однотипных заданий для практики, запомнить лексику).

Что получаем по факту:
  • либо ДЗ делается, но – только упражнения/сделаю как получится и пропущу сложное/лексику повторять влом/тут не понял, на следующем уроке пусть она ещё раз объяснит;
  • либо ДЗ не делается – я и так это всё помню, лишнего времени нет, зачем ещё раз повторять.

Вспомним, какие критерии отличной подготовки к экзамену? Минимум времени, максимум пользы, полная отработка всех важных моментов и стратегий. И круто организовать всё это может «перевёрнутый класс».

Вообще, flipped classroom не новое изобретение. Модель такого формата обучения впервые была описана ещё в 1980-е, а широкое применение получила в 2000-е. Традиционное обучение «переворачивается», вместо лекций и объяснений в классе новый материал даётся ДО занятия для самостоятельного изучения: видео, список лексики, нужные тексты по теме, да что угодно. А в классе уже обсуждаем и практикуем. Сохраняется новизна, интерес, у нас больше времени на практические задания.
Идеально использовать платформы для «перевёрнутых» занятий, например:

Кстати, это касается не только экзаменов. Если мы практикуем blended-learning, когда, например, у ученика есть только час в неделю, чтобы получить от нас фидбек и применить на практике то, что он уже изучил, а в остальное время он вынужден заниматься самостоятельно, то "перевёртыши" отлично подойдут.

Как же быть уверенными, что flipped classrooms подойдут лучше, чем традиционные занятия?

  • Оцените, сколько времени у вас есть для прохождения курса. При подготовке к экзамену каждый час имеет значение. Возьмём стандартные 13 недель с сентября по май, и в среднем получим около 100 часов, если ученик занимается два раза в неделю. А если один раз, то уже 50 часов. Большая разница, да и то – при условии регулярных занятий без пропусков на каникулах/в праздники.
  • Расспросите самого ученика, готов ли он к такой работе. Есть ли у него дополнительное время для самостоятельного чтения, сможет ли он работать в таком формате.
  • Когда речь идёт об экзаменах, то мотивации ученика обычно достаточно (правда, не всегда). В других же случаях оценивайте возраст/зрелость учеников и насколько они мотивированы. Может случиться так, что человек зашивается на работе и учит английский, чтобы расслабиться, поэтому не готов выкроить лишнюю пару часов, чтобы почитать присланные вами тексты или посмотреть видео.
  • И, конечно, нужно отталкиваться от исходного языкового уровня учеников. Тестируйте их перед началом занятий, определяйте слабые зоны, расспрашивайте об опыте предыдущего изучения. Если перед ЕГЭ ученик уже имеет уверенный B2, то "перевёрнутые" уроки могут прекрасно подойти для тренировки формата экзамена и разбора опасных мест.

Как выстроить flipped classroom наиболее эффективно:

  1. Выберите платформу для размещения ваших материалов. Помните, что доступ к ней должен быть простым и постоянным. Идеально, если там будут доступны тесты с самопроверкой, чтобы ученик мог узнать, насколько понял тему, а вы могли увидеть, где чаще всего допускаются ошибки.
  2. Создайте материалы для учеников: видеоуроки, тексты, подкасты, интерактивные задания. Убедитесь, что сопровождающие их инструкции максимально просты и понятны.
  3. Урок, на котором вы будете обсуждать заранее изученные материалы, должен быть полностью выстроен вокруг всей лексики/грамматики/стратегии, что предлагались на самостоятельное изучение, без чего-либо глобально нового.
  4. Деятельность на занятии нужно фокусировать на дискуссиях, дебатах, групповой работе, проектах, нахождении решений для проблемных ситуаций, отработке сложных моментов. Не нужно повторять ещё раз то, что ученики прочитали/посмотрели до урока, лучше выясните на практике, усвоили ли они материал.
  5. Всегда давайте обратную связь ученикам. Если они не будут видеть свой прогресс (или его отсутствие), то точно не смогут выстроить самостоятельную работу эффективно.

Плюсы flipped classroom:
  • лексика изучается/повторяется ДО урока;
  • при использовании автоматизированной проверки мы можем заранее увидеть пробелы и слабые места учеников и вынести это на урок;
  • тренировка рецептивных и стимуляция продуктивных навыков – ученики много читают/слушают/смотрят до занятия, а затем на уроке применяют уже полученные знания и закрепляют их;
  • эффективное использование времени в классе – вместо пространных лекций мы уделяем время обсуждениям и практике;
  • персонализация обучения – есть ученики, кому требуется гораздо больше времени, чтобы разобраться в новой теме, и теперь они могу осваивать всё в своём темпе до занятия;
  • глубокое понимание темы и дополнительные источники – если ученик заинтересован в теме, то он может заранее изучить больше, чем позволило бы время занятия;
  • командная работа – даже если занятие ведётся не в группе, а индивидуально, мы обсуждаем сложные моменты, выполняем много заданий на практическое применение знаний, поэтому совместной работы становится больше.

Минусы flipped classroom:
  • возрастает время на создание материалов у преподавателя;
  • мы вынуждены полагаться на добросовестность учеников и надеяться, что они смогут выделить время для подготовки;
  • необходимо заранее объяснить ученикам, как пользоваться платформой, где вы выкладываете материалы, и убедиться, что к ней есть постоянный доступ;
  • придётся отдельно доносить до учеников все плюсы подобного формата, особенно если до этого они с подобным не сталкивались и испытывают предубеждение.

Таким образом, если грамотно использовать преимущества "перевёрнутых" уроков при подготовке к ЕГЭ или международным экзаменам, мы можем существенно сократить время, которое тратим на разбор новой темы, и уделить в разы больше внимания практике, доведению до автоматизма заданий типа Speaking или Writing – а это ключевой момент для любого экзамена.